Такое предприятие как Чернобыльская Атомная Электростанция в последнюю очередь воспринимается, как хранитель художественных ценностей и, если и ассоциируется с каким искусством, то только с фоторепортажами, прогремевшими после аварии на весь мир. Тем не менее, история сложилась таким образом, что именно на Чернобыльской АЭС и в Припяти были законсервированы во времени очень яркие образцы советского соцреализма. Пожалуй, что художественное отражение той эпохи не на архивных фотографиях, а в живом виде, можно найти только здесь.
И в то время, как о припятских фресках, панно и стеллах писано-переписано, об арт-объектах Чернобыльской АЭС информации крайне мало...
Фрески Припяти
Вы не найдете в википедии статей ни о массивной чеканке в виде атомного голубя, размещенной на фасаде административного здания, ни о масштабной мозаичной остановке... нет материалов и о чудном витражном комплексе, размещенном в окнах лестничных пролетов административно-бытового корпуса ЧАЭС...
Атомный голубь
Автор серии витражей, украинский художник-монументалист Николай Семенович Линник поясняет, что стеклянные картины отображают всю историю энергетики, начиная с преподнесения Прометеем людям дара в виде огня и заканчивая расщеплением ядра и полетами в космос.
Витражи ЧАЭС
Все работы выполнялись самостоятельно, начиная от погрузки ящиков со стеклом, заканчивая плавкой свинца в муфельных печах, надышавшись парами которого мастер потом ходил сам не свой. Забавно, что народ на станции откуда-то прознал, что художнику выдали 300 килограммов свинца в виде мешочков с охотничьей дробью и до окончания всех работ за Николаем Линником ходили охотники и рыбаки с просьбами поделиться «богатством».
Первым слоем были установлены фактурные стекла, которые глушили прозрачность и избавляли витражи от бликования.
Работу, рассчитанную на 2 года Николай Семенович с помощником выполнили за 7 месяцев, работая без выходных по 16 часов. И именно эта гонка за собственным интересом позволила закончить всю работу в апреле 1986 года. Да-да, витражи были сданы 23 апреля 1986 - за три дня до самой масштабной ядерной аварии в мире. После взрыва эти яркие, но несколько пафосные, на взгляд современных ценителей, картины лучше любых агит.плакатов поддерживали дух ликвидаторов аварии.
Качественная сборка витражей позволила им пережить тщательную дезактивацию.
Таким образом, восемь цветных работ оказались свидетелями как трагедии, так и подвига и продолжают хранить эту память до сего дня.